Легкие деньги

Сомелье, сценарист и ведущий об изнанке профессии
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 6 октября
Есть профессии, которые на первый взгляд сплошной праздник. Кажется, кто угодно может этим заниматься, и непонятно, за что вообще люди деньги получают. Корреспондент Rabota.ru развенчивает мифы о легких деньгах.
Евгений Богданов, президент Московской ассоциации сомелье
Миф № 1. Сомелье — это тот же официант, но с винной картой

Хороший сомелье может приносить до 30−40% выручки, поэтому престиж этой профессии должен быть выше — если не на уровне шеф-повара, то как минимум в прямом подчинении управляющего или директора ресторана.

Помимо работы с гостями у сомелье еще масса обязанностей. Во-первых, составить винную карту. Для этого нужно обладать хорошими знаниями в области виноделия, производства, географии. Во-вторых, купить вино. Сомелье должен знать систему документооборота в алкогольной сфере — какими должны быть лицензии, накладные, счет-фактуры и.т.д. Переговоры с поставщиками тоже забота сомелье: у каждого свои скидки, ассортимент, условия — важно выбрать лучший вариант. В-третьих, задача специалиста организовать максимально правильное хранение для вина в ресторане, проводить инвентаризацию — сомелье лицо материально ответственное.

Миф № 2. Сомелье просто «впаривает» вина, ничего тут сложного нет

«Впаривать» вина мне не приходилось. Винную карту ты составляешь сам. И даже если ресторан по каким-то причинам сотрудничает только с одной виноторговой компанией, важно, чтобы ассортимент поставщика был максимально широким. Хороший сомелье понимает, что неважно, за сколько гость купит вино, если это случится один раз. Задача сомелье — сохранить клиента и сделать его постоянным посетителем. Сомелье получает процент с продаж любого вина, поэтому в долгосрочной перспективе лучше продать несколько бутылок дешевле, чем один раз дорогую.

В винной карте ресторана 150−200 позиций, и непрофессионалу крайне сложно разобраться. Задача сомелье порекомендовать то, что подойдет именно этому человеку, именно в этом настроении, именно в это время года. При этом нужно учитывать и вкус клиента: вино, которое высоко ценится профессионалами, может категорически не понравиться неофитам. Кстати, если сомелье что-то настоятельно рекомендовал гостю, а ему не понравилось, платить за ошибку придется специалисту.

Как правило, сомелье работают в ресторанах высокого класса с очень состоятельными людьми, и характер у них проявляется по-разному. Поэтому важно быть еще и хорошим психологом. Кто-то пришел с девушкой, соответственно, нужно при подаче произвести впечатление, даже если гость выбрал очень простое вино. Иногда люди приходят в ресторан не в настроении, и им вообще ничего не нравится. Могут сказать, что вино испорчено (даже если это не так) и попросить заменить бутылку. И тут задача сомелье — переубедить, найти подход к человеку. Это часть работы. Нужно просто проявить терпение и работать с этим человеком, как и с другими гостями. Самое приятное — когда проблемный гость в итоге уходит с благодарностью.

Миф № 3. Сомелье все время дегустирует (а точнее — пьет)

Среди сомелье алкоголики встречаются не чаще, чем среди людей любых других профессий. Для высококлассного сомелье вино — это прежде всего эногастрономическая культура, а не алкогольный напиток. Конечно, сомелье пробует вино перед подачей на стол, для того чтобы гарантировать качество (вино подвержено разным болезням и может оказаться испорченным). Во время профессиональных дегустаций за день сомелье может попробовать более сотни образцов. Но, дегустируя, мы каждый раз сплевываем. Так что я практически всегда за рулем. И проблем с ГИБДД у меня ни разу не было.
Миф 4. У профессии сомелье нет будущего

У сомелье есть разные варианты развития карьеры. Кто-то в процессе работы знакомится с инвесторами и открывает свое дело — например, винотеку. Можно найти работу в виноторговых компаниях или проводить частные дегустации. Кто-то даже приобретает собственные виноградники и начинает производить вино. Я почти 10 лет отработал сомелье в ресторане, за это время дважды стал лучшим сомелье России, сейчас руковожу департаментом стратегического развития в группе компаний Simple. Мы осуществляем экспертную поддержку продаж полного цикла. Вариантов для развития сомелье достаточно много. Важно определить для себя, в каком виде работа с вином тебе ближе.
Александр Пронин, сценарист, преподаватель ВГИКа
Миф № 1. Сценарист — это премии, почет и любовь зрителей

Каждый раз, набирая мастерскую, мы честно предупреждаем абитуриентов, чтобы они не питали иллюзий. Труд это неблагодарный. Пока сценарий пишется, о тебе помнят. Сдал работу — все: хорошо, если о дате премьеры сообщат. Получилось кино — это заслуга режиссера, актеров, продюсера. Сценарист, как правило, остается в тени их славы. Не получилось кино — значит, сценарий был плохой. При этом важно учитывать, что если ты что-то хорошо написал, не факт, что это хорошо снимут. А могут и вообще не снять.

Когда оказываешься в незнакомой не киношной компании, и люди узнают, что ты сценарист, — типичная реакция: «О! И что ты снял?». В такой момент чувствуешь себя так, будто стоишь на сцене стрип-клуба. Для слепых. Как-то наткнулся в интернете на забавный зрительский комментарий по поводу одного фильма по моему сценарию: «Режиссер — молодчина. Актеры сыграли на пять с плюсом. Отличная операторская работа. Музыка просто дивная. Единственный вопрос к сценаристу: зачем на главного героя напялили такую уродскую майку?».

Миф № 2. Гонорарам сценаристов можно позавидовать

Крепкие ремесленники с хорошими связями и рекомендациями вполне могут обеспечивать себя и семью на достойном уровне. Но у нас нестабильный заработок и полное отсутствие социальных гарантий. Живем по принципу: волка ноги кормят, а загнанных лошадей пристреливают. Гонорар зависит от бюджета проекта, профессиональной репутации фигуранта и его умения вести переговоры — это не самая приятная, но существенная сторона профессиональной деятельности. Нужно уметь не только писать, но также считать и читать то, под чем подписываешься.

Миф № 3. Сценарист творит, когда и как прикажет муза

Думаете, это легко — изо дня в день разговаривать за десятки разных несуществующих людей, придумывать им серьезные проблемы, а потом — эффектные способы их решения? У каждого автора своя творческая кухня. Но всех объединяет одно: даже когда мы отдыхаем, наша работа продолжается. Ведь до определенной степени сценарист лепит образы с натуры и моделирует ситуации, которые берет из жизни.

Я, как и большинство сценаристов, работаю дома. Ни докучающих коллег, ни строгих начальников. Захотел — лег спать или устроил себе выходной. С другой стороны, работая по договору, сценарист должен уложиться в сроки и выполнить работу качественно. Нужно буквально из ничего создать то, что станет отправной точкой дорогостоящего производства. Приходится совмещать в себе ответственного начальника с безалаберным подчиненным. Словом, живу в перманентном состоянии внутреннего конфликта и надеюсь не на музу, а исключительно на самодисциплину.
Еще замечу, что сценаристы в основном работают на заказ. Зачастую приходится расписывать не свои, а продюсерские замыслы.

Миф № 4. Для сценариста главное — талант, а без образования можно обойтись

Да, если ты прирожденный драматург (большая редкость во все времена). Талант можно развить, сломав в себе свойственное большинству людей прозаическое сознание и освоив сценарное ремесло. Для этого и необходимо профильное образование. Важно не путать его с курсами «сценарных гуру». Ведь рассказать о структуре сюжета и прочей сценарной машинерии можно не за 2 месяца и даже не за 2 недели, а за 20 минут. Вы получите лишь иллюзию того, что приобщились к профессии. Впрочем, иногда талант и квалификация могут даже помешать зарабатывать, потому что тормозят выполнение заказа: иногда телевизионный конвейер выдает такую специфическую продукцию, что качеством драматургического материала можно пренебречь.
Эд Вишневский, ведущий мероприятий
Миф № 1. Стать ведущим проще простого, главное желание

Часто гости на празднике говорят: «Тоже мне работа — болтать в микрофон. Каждый дурак может». И в какой-то момент в профессии появилось много новичков. Люди сходили на пару свадеб, посмотрели, как это делается, и подумали: «А чем я хуже? Все говорят, что я веселый, в школе на праздниках выступал». Провести 1−2 мероприятия могут многие, кто не стесняется выступать на публике, умеет к месту шутить и поддержать разговор. Но провести круто 20 мероприятий в месяц могут лишь 20% из них, а на протяжении 5−6 лет с дистанции сходят 99% новичков.

5−6 часов дарить энергию, подстраиваться под разных людей, находить изящный выход из непростых ситуаций — большой труд. Важно всегда быть в хорошей форме, заниматься развитием, что затратно по времени и силам. Но от этого зависит твоя стоимость.

Я постоянно расширяю кругозор, чтобы и с папой жениха обсуждать футбол, и тут же с подружкой невесты — новинки сериалов. Читаю профильные форумы, минимум раз в неделю смотрю вебинары. Три-четыре раза в год посещаю тренинги для ведущих. Несколько раз в неделю хожу на английский: на праздники приходят иностранцы. Изучаю непрофильные полезные предметы — например, режиссуру или психологию.

В нашем деле есть возрастной ценз. Раньше считалось, что хороший ведущий — это дяденька с усами, 50 лет — тамада, в общем. Теперь более востребованы ведущие в возрасте 25−35 лет.

Женщинам в профессии тяжелее: приходится либо работать в паре, либо на выездных регистрациях. Хотя я знаю около 10 крутых свадебных ведущих — женщин. Но основная масса выбирает мужчин.

Миф № 2. Вести мероприятие легко — бери сценарий и работай

Можно взять сценарий или идеи в интернете, подсмотреть у других, но если под этим нет своей базы, рано или поздно сдуешься. Никому не нужен ведущий, который работает по шаблону. Вести свадьбу по готовому сценарию — большой риск. Надумали гости украсть невесту, и у тебя все с головы на ноги перевернулось. У меня обычно достаточно гибкий сценарий, в основном импровизирую, поэтому мне несложно подстроиться. Раньше у ведущего была двадцатка классных конкурсов, а сейчас бывают мероприятия вообще без конкурсов.

Миф № 3. Ведущие гребут деньги лопатой

В Москве и Петербурге команда из ведущего и диджея берет в среднем 50−70 тысяч. Бывают чаевые — однажды у меня они превзошли гонорар. Если ты давно на рынке, тебя знают и любят, вполне можно больше нигде не работать: у тебя достаточно заказов. В сезон свадеб за месяц может быть порядка 20 мероприятий. В основном ведущий работает активно лето и в первой половине октября и в марте-апреле. Декабрь-январь — корпоративы. Посреди года бывают еще юбилеи и мероприятия другого рода. Есть поверье, будто в мае нельзя жениться, поэтому многие ведущие в это время уезжают в отпуск.

Многим кажется, что ведущие деньги гребут лопатой. Говорят: «Сколько вы получаете за мероприятие? Да я за эти деньги месяц в офисе вкалываю!». Но, во-первых, мы работаем в команде с диджеем, который получает 30−40% гонорара. Во-вторых, у ведущего хорошего уровня много обязательных трат. На внешний вид за год уходит не меньше 200 тысяч — покупаю хорошие туфли, костюмы, сорочки, хожу в спортзал. Как уже говорил, много трачу на профессиональное развитие — около 100 тысяч в год. Также я оплачиваю интернет-рекламу.

Миф № 4. Ведущие вкалывают в сезон, зато потом отдыхают

5−6 часов работы на мероприятии — верхушка айсберга. На подготовительную работу уходит минимум 15 часов — это встречи с заказчиками, разработка программы. Нужно заниматься продвижением (SMM, контекстная реклама) и профессиональным развитием. Так что на период затишья работы хватает.

Миф № 5. Ведущий не откажется выпить или познакомиться с симпатичной гостьей

Еще 5 лет назад нам приходилось говорить, что мы не пьем на мероприятиях. Тогда считалось, для тамады выпить — неотъемлемая часть профессии. Сейчас предлагают гораздо реже. Я всегда говорю, что за рулем (и это чистая правда!).

По поводу знакомств — во-первых, я женат, а во-вторых, моя репутация стоит выше многих соблазнов. Если ты профессионально ведешь мероприятия, то у тебя в этот момент даже мыслей ни про знакомства, ни про выпивку не возникает.

Миф № 6. Ведущий и в обычной жизни веселит всех

В незнакомой компании мне часто говорят: «Ты парень креативный, развесели нас». Друзья считают, что я человек общительный, веселый, но не 24 часа в сутки.

Миф № 7. Ведущий не самый лучший семьянин

Мы работаем тогда, когда остальные отдыхают — в выходные, в Новый год и другие праздники. Мои родные и друзья это понимают. Я стараюсь уделять им внимание в свободное время. Нужно сохранять баланс, потому что если у ведущего в какой-то сфере жизни проблемы, рано или поздно это «вылезет» в неподходящий момент.

Миф № 8. Какая свадьба без скандала и драки?

К счастью, с драками или скандалами я пока не сталкивался, хотя от других слышал столько историй, что на книгу хватит. Например, когда невеста или жених рвали свидетельство о браке — это еще самое безобидное. Но в любом случае на свадьбах хватает накладок, и я к ним стараюсь относиться философски. Иногда идет дождь, бывают пробки, есть специалисты, которые подводят. Однажды на свадьбу не приехал видеооператор — на молодоженах не было лица. И тут требуется большой профессионализм ведущего, чтобы подобное сгладить.

Миф № 9. Ведущие обожают глупые конкурсы

Большинство знакомых мне ведущих такое не включают в программу. Я тоже. Зачем ставить человека в глупое положение? Клиенты чаще всего не любят «нафталиновые» конкурсы. А гостям порой приходится рассказывать, что мы не проводим прыжки в мешках и у нас мероприятие другого уровня. Но с таким сталкиваешься все реже.




Светлана Ломова
Агент по продажам
МТС Оператор связи
15 000 – 40 000 руб.
Охранник-контролер
ГК Интегрированная безопасность Охранное предприятие
28 000 – 54 000 руб.
Директор магазина
ДИКСИ Юг, АО Магазин
34 000 – 40 000 руб.
Специалист по кредитованию
Директ Кредит, ООО Компания-разработчик ПО
25 000 руб.
Охранник-контролер
ЧОО "ИМПЕРАТОР" Охранное предприятие
18 000 руб.
Менеджер ресторана
Бургер Кинг Россия Ресторан быстрого питания
26 000 руб.
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях: